Обзор российского рынка грузовиков в 2012 г.

По результатам прошедшего года, число импортных грузовиков (включая и те, что были собраны в России) продолжило расти. В 2011 году их доля составила чуть больше половины (50,8%), а уже в 2012 году эта цифра возросла до 55,2 %.Очевидным является тот факт, что основную роль в этом процессе сыграли лидеры мирового производства грузовиков. 
 

Многие эксперты прогнозируют, что и в текущем году этот рост не прекратится, хотя скорее всего его темп не будет столь стремительным. Наверняка основными конкурентами отечественных производителей в последующие несколько лет станут их коллеги из Поднебесной.

КАМАЗ — снижение показателей

По результатам 2012 года, доля рынка компании снизилась и составила 33,7 %, хотя еще в 2011 году этот показатель был равен 38,4 %. Причин этому было сразу несколько. Одна из них — это вступление России в ВТО, что способствовало увеличению конкуренции. Негативно также сказалась ситуация с принятием норм Евро-4, которая вызвала снижение спроса и соответственно замедление динамики сбыта на всех рынках по причине нестабильности европейской экономической конъюнктуры.

Производство грузовых машин (в том числе легкие грузовики и шасси) за прошедший год увеличилось всего на 0,1 % в сравнении с 2011 годом, а именно 204,8 тысяч единиц. Но при этом доля производства российских моделей составила 173,74 тыс. (снизилась на 3,7 %), а грузовых авто зарубежных марок — 31 тыс. (увеличение на 28,9 %).

По мнению старшего аналитика ФГ БКС Игоря Краевского нынешний 2013 год является достаточно тяжелым для отечественных производителей грузовой техники. Он считает, что главной причиной снижения объемов мощностей КамАЗа является именно падение спроса на грузовые автомобили после принятия норм Евро-4. По мнению эксперта, позитивную динамику в нынешнем году способен продемонстрировать концерн ГАЗ, чему способствует возобновление результатов завода «Урал» (партнерство с китайским FAW), а еще начало создания новой «Газель Next».

Китай наступает

Что касается объемов продаж грузовиков основных иностранных производителей, то здесь показатели выросли от 26,5 тыс. машин в 2011 году до 33 тыс. машин в 2012 году.

Доля рынка новых грузовиков иностранных брендов в 2012 г., %

В 2012 году производителем «МАН Трак» на российский рынок было реализовано 7925 штук грузовой техники, что почти на 300 ед. больше показателей 2011 года, что дало возможность компании уже 3-ий год подряд занимать лидирующую позицию по продаже тяжелых грузовиков европейского производства на отечественном рынке.

Но среди экспертов есть общее мнение, что в ближайшие годы основную конкуренцию отечественному производителю составят китайские автозаводы, чья доля грузовиков неуклонно растет с каждым годом. Но при этом следует отметить, что динамика роста наблюдается не только в показателях реализации и потреблении грузовой техники б/у из Китая, что наверняка связанно с ростом самого рынка в целом, но и увеличивается ввоз новых грузовиков китайского производства. Если анализировать результаты за 2012 год, то все китайские бренды имели рост продаж на российском рынке и наверняка в текущем году эти показатели продолжат увеличиваться. Поэтому не исключен факт, что при условии увеличения надежности китайской техники, китайские производители грузовых автомобилей смогут уже более серьезно соперничать с европейскими лидерами производства грузовиков.