2012 – год «конца света» или же продуктивной работы?

Пожалуй одним из самых значимых событий в ушедшем году стало вступление России в ВТО, которое стало результатом двадцатилетнего переговорного процесса. Преимущества и недостатки членства в этой организации, с точки зрения эффективности экономических процессов, будут более ощутимы в ближайшем будущем, но уже сегодня многие эксперты склонны прогнозировать серьезное улучшение условий рынка.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что пребывание в организации может быть выгодным отдельным отраслям экономики, которые занимаются добычей сырья. В то же время, многие не сырьевые отрасли не смогут на равных конкурировать с западными корпорациями.

Одним из условий вступления России в ВТО стало снижение среднего таможенного тарифа на импортную продукцию. На сегодняшний день, доля экспорта в общем ВВП составляет примерно 40%, а сотрудничество внутри ВТО будет способствовать росту объемов внешнеторгового оборота. По прогнозам Всемирного банка, будучи членом ВТО, Россия сможет достичь среднесрочного роста экономики на уровне 3,3 %, а в долгосрочной перспективе этот показатель может составить 11 %.

Особое оживление после вступления России в ВТО было отмечено на рынке спецтехники. Россия стала более привлекательной для иностранных инвесторов по двум основным причинам: они имеют большую уверенность после принятия Россией обязательств по соблюдению таможенных и инвестиционных правил, различных норм сертификации, лицензий на импортную продукцию, а второй момент заключается в том, что российский рынок становится очень важным игроком для всех производителей спецтехники из-за затянувшегося кризиса в Европе.

Значительное влияние на активность зарубежных инвесторов, оказало принятие решения об освобождении от уплаты утилизационного сбора предприятиями, которые производят спецтехнику (в частности кабины) на территории России. Этот факт поспособствовал открытию в Твери в мае 2012 года холдингом «Русские Машины» сборочного производства экскаваторов-погрузчиков TLB 815-RM. Уже в прошлом году было произведено более 200 машин, при прогнозируемом объеме выпуска в размере 1,5 тыс. единиц техники в год.

Осенью 2012 года было начато производство средне-тоннажных грузовых автомобилей Hyundai Porter на базе предприятия «Автотор» в Калининграде. Прогнозируемый объем производства должен достичь отметки 10 тыс. грузовиков в год. При этом, помимо Hyundai Porter, завод Автотор производит сборку пяти моделей BMW, нескольких моделей концерна GM и шести моделей легковых автомобилей KIA.

В ноябре было достигнуто соглашение с компанией Magna International, которая является лидером по производству комплектующих для автомобилей. Соглашение предусматривает создание 6 полнопрофильных автопредприятий, где будут выпускать автомобили различных марок. Также, по условиям соглашения, будут созданы 15 подразделений для производства комплектующих, которые будут обеспечивать завод Автотор и реализовываться в свободной продаже как в России, так и за рубежом. Ожидается, что запланированные мощности уровня 250 тыс. автомобилей в год удастся достичь уже в 2018 году.

Из результатов анализа, выполненного Союзом машиностроителей России, видно, что уже в октябре 2012 года был достигнут уровень объема производства коммунальной и дорожно-строительной спецтехники аналогичного периода 2011 года. Правда следует отметить, что такой результат был достигнут в основном за счет показателей первого квартала, в то время как в последующее время можно четко проследить снижение уровня выпуска техники.

По итогам 2012 года, уровень роста российской экономики увеличился на 4 %. Примерно такого же показателя, по оценкам аналитиков, следует ожидать и в текущем 2013 году. Широкий спрос на спецтехнику, который наблюдается на российском рынке, связан с несколькими факторами. Во-первых, этому способствует активное развитие дорожного и промышленного строительства, развитие инфраструктуры в регионах. Во-вторых, большое количество спецтехники планируется задействовать при подготовке зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Дополнительные объемы, и при этом довольно значительные, будут привлечены по случаю выполнения различных строительных работ, связанных с Чемпионатом мира по футболу, который будет проходить в 2018 году, но производственные мощности предприятий были пересмотрены и к их реализации приступят уже в 2013 году.

Говоря об общей оценке нынешней ситуации на отечественном рынке дорожно-строительной техники, то большинство зарубежных аналитиков сходятся во мнении, что он пока еще недостаточно насыщен, хотя и стремительно развивающийся, но при этом с большой долей изношенной и устарелой техники. Все эти факторы говорят о том, что спрос на спецтехнику в 2013 году на российском рынке может быть гораздо более лучше, чем на зарубежном.

В связи с этим, нужно принять все меры для того, чтобы российские производители, при поддержке правительственных программ, сумели укрепить свои позиции на отечественном рынке. В противном случае, абсолютно очевидно, что в скором времени на отечественном рынке основными конкурентами будут: техника импортного производства и иностранная техника, выпущенная в России.

Теги: