Российские машиностроители против импорта в страну подержанной спецтехники

Подержанная спецтехника в России

На недавно прошедшем первом Всероссийском конгрессе машиностроителей с участием представителей стран СНГ отечественные производители единодушно высказались против ввоза в страну техники б/у.

Свою позицию они подкрепили данными Росстата за 2012 год, согласно которым степень износа основных фондов средств производства в добывающей, строительной и транспортной отраслях  находится в опасных пределах 49–56%. Тогда как нормальное значение в развитых странах не превышает 30%.

Российские машиностроители обращают внимание своих заказчиков на всю эфемерность экономии при использовании репассажной (восстановленной) техники для обновления своей автотехнической базы. Дело в том, что такая дешевая техника не может похвалиться надежностью, имеет короткий срок эксплуатации, увеличивает расходы на ремонтное обслуживание, а порой может привести и к трагедии. В качестве примера машиностроители напомнили об авариях, случившихся в 2012 г. на месторождениях Требса и Титова.

Виктор Четвериков, исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины» и одновременно зампредседателя одного из комитетов при бюро ЦС (Центральный Совет) «Союза машиностроителей России» (СМР) в своем выступлении подробно разобрал одну из главных причин отстающего развития отрасли. По его мнению, это засилье импортной — дословно: «доминирующее присутствие» — техники, которая занимает 87% внутреннего рынка, подавляющую долю от этого «пирога» отрезали китайские производители – 50%. А особенно удручил выступающего рост импорта б/у техники, за 2013 г. он составил 12% (по отношению к показателю 2012 г.) и сопровождающее его явление: увеличение оборота «самопальных» комплектующих и запчастей.

Справедливости ради необходимо сказать, что делегаты съезда ни словом не обмолвились о качестве, надежности, экономичности и ценовом уровне собственных изделий. Думается, что в стане потребителей отечественной спецтехники накопилось немало претензий к российскому спецтехпрому.

Тем не менее Юрий Шемчишин, сопредседатель рабочей группы профильного комитета Союза машиностроителей России по дорожно-строительной технике,  отметил, что главная задача сегодняшнего дня заключается в сохранении общей позитивной динамики развития. А причину отстающего развития Ю. Шемчишин видит скорее в «общероссийских тенденциях». Он отметил, что потенциал дорожно-строительного и коммунального машиностроения все-таки позволяет успешно продвигаться по пути технического и технологического переоснащения, модернизации производства и скорейшего освоения новых видов и моделей спецтехники.

По мнению собравшихся, российское машиностроение не утратило своих главных преимуществ, таких как гигантский сбытовой рынок, давние конструкторские традиции, все еще высокий образовательный уровень работников отрасли. К слабым сторонам они отнесли высокую стоимость ресурсов, получаемых из них продуктов и ресурсоемкость выпуска продукции, изношенность технопарка и технологическое отставание, тяжелый климат, территориальная разбросанность основных промышленных центров и отсутствие развитой транспортной сети.

Представитель Минпромторга РФ сообщил собравшимся, что меры стимулирования отрасли уже закреплены в «Стратегии развития дорожно-строительного и коммунального машиностроения России до 2020 г.», которая уже находится на рассмотрении кабинета министров.